В этой статье мы расскажем, как можно построить свою работу с разделом Сегментирование и какие задачи можно решить с его помощью.
Каталог сегментов — это пример структуры сайта для формирования сегментов по различным направлениям (страниц сайта и поисковых запросов), исходя из бизнес, SEO-задач и других сценариев, которые мы рассмотрим далее.
У больших сайтов много разных направлений и, с точки зрения поисковых систем, особенности ранжирования, спрос и частотность, будут у таких категорий разные. Такая разбивка нужна, чтобы смотреть на каждую категорию сайта отдельно и сравнивать между собой.
Сегменты создаются и загружаются в модуле “Каталог сегментов”, и далее вы можете работать с этими данными в других модулях платформы.
Кроме этого все группы страниц и запросов можно разбивать в каталоге по «смыслам»: по структуре, внедрениям, SEO и о продукте.
После того, как такие бизнес-вертикали загружены, SEOWORK начинает собирать, считать и анализировать все метрики по каждому сегменту. Благодаря этому можно сделать выводы: какие группы обладают большей видимостью, на какие группы товаров выше спрос и уже дальше работать с этими данными.
В SEOWORK можно сегментировать данные по структуре: категориям, группам страниц и запросов, а также по вложенности разделов.
Типы страниц. Отдельные товары, группы товаров объединенных по определенному признаку: листинги, разделы (верхнеуровневая разбивка), лендинги, статьи блога или новостные страницы.
Такое разделение необходимо, потому что поисковые системы ранжируют эти типы страниц по-разному, для карточек свои требования, для листингов свои.
Пример
Формируем группы страниц: листинги, карточки и разделы (страница разводящая).
Для того, чтобы проанализировать спрос и видимость по всем группам страниц, выбираем нужные нам пункты.
И переходим в модуль BI, нажав на кнопку “Построить BI”. Уже тут мы видим, что на “разделы” приходится мизерный спрос. Понятно, что это разводящие страницы и на них мало кто заходит.
А вот листинги и карточки примерно поровну распределяют весь спрос, это хорошая и показательная картина. Как минимум это говорит о том, что для того, чтобы растить трафик на этом сайте, надо заниматься и карточками и листингами товаров.
Зачастую специалисты по SEO работают только с листингами и упускает карточки. На нашем примере мы видим, что карточки товаров имеют даже чуть больше спроса при оценке на больших данных.
Также мы можем сравнить видимость этих страниц между собой и увидеть, что в данном случае карточки и листинги отлично ранжируются. Разделы хуже.
Так мы понимаем, что карточки имеют и хороший спрос и ранжирование и им есть куда расти. Сейчас это всего 10%, до 30-35 этот показатель можно легко поднять, чем и следует заняться в первую очередь!
Типы запросов. В этом блоке может быть неограниченное ничем количество сегментов, но в каждой тематике есть свои особенности. Наиболее типовая история: выделять коммерческие от информационных, геозависимые от геонезависимых.
Пример
Также можно выделить сегменты с точки зрения частотности запроса. Формируем группы запросов:
низкочастотные
среднечастотные
высокочастотные
Заходим в соответствующее меню в Каталоге сегментов и выбираем нужные группы, переходим в BI с помощью кнопки “Построить BI”.
Это достаточно показательная картина в плане, что специалист может акцентировать внимание только на высокочастотных запросах, и не подозревать, что на низкочастотные может приходиться треть спроса. То есть тут зарыт большой потенциал для роста.
Также видим, что распределение по видимости совпадает со спросом — низкочастотные запросы в нашем примере показывают хорошую видимость.
НЗ легче продвинуть, их много и они лучше ранжируются, поэтому если стоит задача вырастить поисковый трафик, не обязательно выращивать ВЧ запросы, можно работать с НЗ и быстрее продвинуть в ТОП10.
В блоке “Произвольные группы” вы можете добавить группы страниц или запросов с точки зрения глубины структуры и “проваливаться” насколько угодно и необходимо для вашего бизнеса, на 1, 2 и 3 уровня. Можно выделить подкатегории с большим спросом или группы с маленькой видимостью.
В этом блоке вы можете отслеживать SEO в динамике, а именно любые изменения и работы по сайту, которые влияют на ранжирование.
Пример
Для некоторых страниц на сайте вы написали уникальные тексты SEO тексты, а на других шаблонные, и хотите оценить, требуется ли уникальное описание для всех страниц или нет.
Выделите в отдельные группы страницы, где тексты написаны шаблонные и уникальные тексты. Загрузите обе группы в Каталог сегментов, выберите и нажмите кнопку “Построить BI”.
Вы увидите графики за выбранный период по нужным группам. В нашем случае, видимость страниц с уникальными текстами лучше более, чем в 2 раза, на графике ниже - это желтый столбец.
В отличие от блока Внедрения, в SEO отображается статичная аналитика с точки зрения SEO: наличие запроса в title. SEO текст на странице итд.
SEO Аналитика.
В разделе можно добавить и отслеживать группы исходя из наличия или количества (объема) внешних ссылок на страницу, SEO текста, текстовых вхождений, CTR, времени просмотра страницы или отказам итд.
Пример
Делим страницы сайта на группы: где SEO-текст есть и где нет на текущий момент. Важным отличием от внедрений, является то, что этот текст уже присутствует на страницах сайта и вы только сравниваете эффективность.
После загрузки выбираем нужные группы для сравнения в “Каталоге сегментов” и нажимаем кнопку “Перейти в BI”.
Аналогично мы можем отдельно сравнить листинги, где больше и меньшее 1000 символов SEO текста. После чего мы сможем понять, если текст нужен, то какого объема?
Перейдя в модуль BI и видим графики по обеим группам, мы делаем вывод, что писать большие тексты нецелесообразно, так как разница в поисковой видимости у текстов больше 1000 знаков и меньше около нулевая.
Таким же образом мы можем оценить влияние внешних ссылок. Разбиваем страницы сайта на сегменты в зависимости от наличия или нет внешних ссылок на страницу, а также по по количеству или по наличию.
Выбираем нужные группы для сравнения в “Каталоге сегментов”, переходим в модуль BI и смотрим, как наличие и количество ссылок влияет на спрос и видимость страницы.
Как видно на столбчатой диаграмме, в нашем случае, наличие ссылок на страницу в 3 раза улучшает видимость. Также мы можем посмотреть имеет ли смысл ставить много ссылок.
Анализ апдейтов. Аналитика по изменениям на сайте после апдейтов поисковых систем или проверка тех или иных гипотез.
Пример
Сайт упал в позициях и мы хотим понять из-за чего. Можно взять все запросы, разбить на группы: упали или выросли после апдейта 12 июля. Формируем соответствующие группы, загружаем в “Каталог сегментов”, выбираем чек-боксами и переходим в модуль BI, где уже дальше ищем причины.
Смотрим, какие запросы поменяли позиции: как они по частотности соотносятся, коммерческие они или нет, есть ли зависимость от ГЕО или какие-то другие факторы.
Или пример из блока “Идеи и заметки”. Мы хотим узнать, влияет ли кнопка вход, которая есть не на всех страницах, на спрос и видимость страниц.
Разбиваем семантику сайта на 2 сегмента: есть кнопка и нет, переходим в BI и наглядно видим, как влияет баннер на видимость и спрос.
В первую очередь, мы воспринимаем сайт как продукт и планируем отслеживать, что напрямую или опосредованно влияет на ранжирование.
В этом блоке можно как угодно глубоко сегментировать проект, смотреть интересные инсайты и получать ответы на вопросы: надо ли писать SEO тексты на листингах? Какого объема? Сколько фотографий должно быть? Надо ли видео?
На выходе у вас получается четкое ТЗ: нужен текст определенного объема с 2 картинками и одно видео.
В блоке “Продукт” есть 3 части: Медиа, Контент и Ассортимент, куда можно загружать сколь угодно групп запросов и страниц по соответствующим срезам.
Пример
Медиа. Фото. Как понять, сколько фотографий надо делать на карточке товара? Формируем группы с разным количеством фотографий на странице:
нет фото
1
2
3
4
5
6 и более
Выбираем нужные нам группы и переходим в BI модуль. Тут уже мы видим, что синий столбец, а именно 6 фото, лучше всего ранжируется.
Есть прямая зависимость от количества фотографий на странице и видимостью страницы в поисковой системе. Поэтому при добавлении нового товара на сайт, чтобы он сразу хорошо ранжировался, вам надо минимум 6 фотографий товара.
Видео. Аналогичным образом можно оценить влияние наличие видео товара на странице. Выбираем страницы, где есть видео и нет, формируем группы и загружаем в “Каталог сегментов”, после переходим в BI и на графиках смотрим видимость и спрос на обе группы.
В нашем примере страницы, где есть видео не показываю лучшего ранжирования, это зеленый столбик на графиках. То есть делать видео товара нет смысла, а помня, что оно еще и дорогое в производстве, можно сказать, что мы сэкономили компании много денег и можем перераспределить их на что-то полезное.
Важен ли ассортимент при ранжировании?
Разбиваем листинги сайта по количеству товаров на них и делаем группы, например:
> 301 товаров,
101-300 товаров,
61-100 товаров,
20-60 товаров,
< 20 товаров.
Мы знаем, что Яндекс в последнее время повышает в выдаче сайты с большим ассортиментом, но так ли это на самом деле? Выбираем группы с ассортиментом, переходим в Bi и видим:
У нас мало листингов с небольшим ассортиментом, менее 10% и это хорошо.
Видимость у листингов с хорошим ассортиментом значительно лучше, чем с меньшим. Наша гипотеза верна, ассортимент сильно влияет на ранжирование. Если какие-то разделы на сайте ранжируются не так хорошо, как хотелось бы, мы можем попробовать увеличить показатели за счет ассортимента товаров.
Контент/UGС. Пользовательский контент всегда дорого обходится, так ли он важен, можно понять точно, с помощью этого блока и грамотной сегментации проекта. Добавьте группы страниц, на которых есть отзывы пользователей и нет, где 1,2 или 5 отзывов или товары с хорошим и плохим рейтингом.
В нашем примере, перейдя в модуль BI мы видим, насколько лучше ранжируются страницы, на которых есть отзывы пользователей, по сравнению с теми, где их нет. Это зеленый столбик на графике ниже.
Полезные материалы по теме: