Примеры использования модуля Сегментирование

Способы выстраивания работы с помощью раздела Сегментирование

В этой статье мы расскажем, как можно построить свою работу с разделом Сегментирование и какие задачи можно решить с его помощью.

Каталог сегментов — это пример структуры сайта для формирования сегментов по различным направлениям (страниц сайта и поисковых запросов), исходя из бизнес, SEO-задач и других сценариев, которые мы рассмотрим далее.

Начало работы

У больших сайтов много разных направлений и, с точки зрения поисковых систем, особенности ранжирования, спрос и частотность, будут у таких категорий разные. Такая разбивка нужна, чтобы смотреть на каждую категорию сайта отдельно и сравнивать между собой.

Сегменты создаются и загружаются в модуле “Каталог сегментов”, и далее вы можете работать с этими данными в других модулях платформы.

Кроме этого все группы страниц и запросов можно разбивать в каталоге по «смыслам»: по структуре, внедрениям, SEO и о продукте.

После того, как такие бизнес-вертикали загружены, SEOWORK начинает собирать, считать и анализировать все метрики по каждому сегменту. Благодаря этому можно сделать выводы: какие группы обладают большей видимостью, на какие группы товаров выше спрос и уже дальше работать с этими данными.

По структуре

В SEOWORK можно сегментировать данные по структуре: категориям, группам страниц и запросов, а также по вложенности разделов.

Типы страниц. Отдельные товары, группы товаров объединенных по определенному признаку: листинги, разделы (верхнеуровневая разбивка), лендинги, статьи блога или новостные страницы.

Такое разделение необходимо, потому что поисковые системы ранжируют эти типы страниц по-разному, для карточек свои требования, для листингов свои.


Пример
Формируем группы страниц: листинги, карточки и разделы (страница разводящая).

Для того, чтобы проанализировать спрос и видимость по всем группам страниц, выбираем нужные нам пункты.

И переходим в модуль BI, нажав на кнопку “Построить BI”. Уже тут мы видим, что на “разделы” приходится мизерный спрос. Понятно, что это разводящие страницы и на них мало кто заходит.

А вот листинги и карточки примерно поровну распределяют весь спрос, это хорошая и показательная картина. Как минимум это говорит о том, что для того, чтобы растить трафик на этом сайте, надо заниматься и карточками и листингами товаров.

Зачастую специалисты по SEO работают только с листингами и упускает карточки. На нашем примере мы видим, что карточки товаров имеют даже чуть больше спроса при оценке на больших данных.

Также мы можем сравнить видимость этих страниц между собой и увидеть, что в данном случае карточки и листинги отлично ранжируются. Разделы хуже.

Так мы понимаем, что карточки имеют и хороший спрос и ранжирование и им есть куда расти. Сейчас это всего 10%, до 30-35 этот показатель можно легко поднять, чем и следует заняться в первую очередь!

Типы запросов. В этом блоке может быть неограниченное ничем количество сегментов, но в каждой тематике есть свои особенности. Наиболее типовая история: выделять коммерческие от информационных, геозависимые от геонезависимых.

Пример
Также можно выделить сегменты с точки зрения частотности запроса. Формируем группы запросов:

  • низкочастотные

  • среднечастотные

  • высокочастотные

Заходим в соответствующее меню в Каталоге сегментов и выбираем нужные группы, переходим в BI с помощью кнопки “Построить BI”.

Это достаточно показательная картина в плане, что специалист может акцентировать внимание только на высокочастотных запросах, и не подозревать, что на низкочастотные может приходиться треть спроса. То есть тут зарыт большой потенциал для роста.

Также видим, что распределение по видимости совпадает со спросом — низкочастотные запросы в нашем примере показывают хорошую видимость.

НЗ легче продвинуть, их много и они лучше ранжируются, поэтому если стоит задача вырастить поисковый трафик, не обязательно выращивать ВЧ запросы, можно работать с НЗ и быстрее продвинуть в ТОП10.

Произвольные группы

В блоке “Произвольные группы” вы можете добавить группы страниц или запросов с точки зрения глубины структуры и “проваливаться” насколько угодно и необходимо для вашего бизнеса, на 1, 2 и 3 уровня. Можно выделить подкатегории с большим спросом или группы с маленькой видимостью.

Внедрения

В этом блоке вы можете отслеживать SEO в динамике, а именно любые изменения и работы по сайту, которые влияют на ранжирование.

Пример
Для некоторых страниц на сайте вы написали уникальные тексты SEO тексты, а на других шаблонные, и хотите оценить, требуется ли уникальное описание для всех страниц или нет.
Выделите в отдельные группы страницы, где тексты написаны шаблонные и уникальные тексты. Загрузите обе группы в Каталог сегментов, выберите и нажмите кнопку “Построить BI”.

Вы увидите графики за выбранный период по нужным группам. В нашем случае, видимость страниц с уникальными текстами лучше более, чем в 2 раза, на графике ниже - это желтый столбец.

SEO

В отличие от блока Внедрения, в SEO отображается статичная аналитика с точки зрения SEO: наличие запроса в title. SEO текст на странице итд.

Анализ апдейтов. Аналитика по изменениям на сайте после апдейтов поисковых систем или проверка тех или иных гипотез.

Пример
Сайт упал в позициях и мы хотим понять из-за чего. Можно взять все запросы, разбить на группы: упали или выросли после апдейта 12 июля. Формируем соответствующие группы, загружаем в “Каталог сегментов”, выбираем чек-боксами и переходим в модуль BI, где уже дальше ищем причины.
Смотрим, какие запросы поменяли позиции: как они по частотности соотносятся, коммерческие они или нет, есть ли зависимость от ГЕО или какие-то другие факторы.
Или пример из блока “Идеи и заметки”. Мы хотим узнать, влияет ли кнопка вход, которая есть не на всех страницах, на спрос и видимость страниц.

Разбиваем семантику сайта на 2 сегмента: есть кнопка и нет, переходим в BI и наглядно видим, как влияет баннер на видимость и спрос.

Продукт

В первую очередь, мы воспринимаем сайт как продукт и планируем отслеживать, что напрямую или опосредованно влияет на ранжирование.
В этом блоке можно как угодно глубоко сегментировать проект, смотреть интересные инсайты и получать ответы на вопросы: надо ли писать SEO-тексты на листингах? Какого объема? Сколько фотографий должно быть? Надо ли видео?
На выходе у вас получается четкое ТЗ: нужен текст определенного объема с 2 картинками и одно видео.

В блоке “Продукт” есть 3 части: Медиа, Контент и Ассортимент, куда можно загружать сколь угодно групп запросов и страниц по соответствующим срезам.

Пример
Медиа. Фото. Как понять, сколько фотографий надо делать на карточке товара? Формируем группы с разным количеством фотографий на странице:

  • нет фото

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6 и более

Выбираем нужные нам группы и переходим в BI модуль. Тут уже мы видим, что синий столбец, а именно 6 фото, лучше всего ранжируется.

Есть прямая зависимость от количества фотографий на странице и видимостью страницы в поисковой системе. Поэтому при добавлении нового товара на сайт, чтобы он сразу хорошо ранжировался, вам надо минимум 6 фотографий товара.

Видео. Аналогичным образом можно оценить влияние наличие видео товара на странице. Выбираем страницы, где есть видео и нет, формируем группы и загружаем в “Каталог сегментов”, после переходим в BI и на графиках смотрим видимость и спрос на обе группы.

В нашем примере страницы, где есть видео не показываю лучшего ранжирования, это зеленый столбик на графиках. То есть делать видео товара нет смысла, а помня, что оно еще и дорогое в производстве, можно сказать, что мы сэкономили компании много денег и можем перераспределить их на что-то полезное.

Важен ли ассортимент при ранжировании? 
Разбиваем листинги сайта по количеству товаров на них и делаем группы, например:

  • > 301 товаров,

  • 101-300 товаров,

  • 61-100 товаров,

  • 20-60 товаров,

  • < 20 товаров.

Мы знаем, что Яндекс в последнее время повышает в выдаче сайты с большим ассортиментом, но так ли это на самом деле? Выбираем группы с ассортиментом, переходим в Bi и видим:

У нас мало листингов с небольшим ассортиментом, менее 10% и это хорошо.

Видимость у листингов с хорошим ассортиментом значительно лучше, чем с меньшим. Наша гипотеза верна, ассортимент сильно влияет на ранжирование. Если какие-то разделы на сайте ранжируются не так хорошо, как хотелось бы, мы можем попробовать увеличить показатели за счет ассортимента товаров.

Контент/UGС. Пользовательский контент всегда дорого обходится, так ли он важен, можно понять точно, с помощью этого блока и грамотной сегментации проекта. Добавьте группы страниц, на которых есть отзывы пользователей и нет, где 1,2 или 5 отзывов или товары с хорошим и плохим рейтингом.

В нашем примере, перейдя в модуль BI мы видим, насколько лучше ранжируются страницы, на которых есть отзывы пользователей, по сравнению с теми, где их нет. Это зеленый столбик на графике ниже.

Полезные материалы по теме:

Сегментирование - Каталог сегментов

Навигация по каталогу сегментов

👆 На этом пока всё